Правила смазки опорно-поворотных устройств

Правила смазки опорно-поворотных устройств

Правильная смазка опорно-поворотных устройств (ОПУ) — это залог их долговечной, надежной и безопасной работы. ОПУ — это подшипник качения (чаще всего шариковый или роликовый), который воспринимает комбинированные нагрузки: осевые, радиальные и опрокидывающий момент. Смазка в нем выполняет несколько критически важных функций:

  • Снижение трения и износа: Между дорожками качения и телами качения (шариками/роликами).
  • Защита от коррозии: Предотвращает окисление металлических поверхностей.
  • Отвод тепла: Равномерно распределяет тепло, возникающее от трения.
  • Защита от загрязнений: Герметизирует зазоры и вытесняет влагу.

Несвоевременная или неправильная смазка — основная причина выхода ОПУ из строя.

Выбор смазочного материала

Это самый важный этап. Неправильно выбранная смазка может не помочь, а навредить.

Ключевые требования к смазке для ОПУ:

Правила смазки опорно-поворотных устройств

1. Высокая несущая способность (противозадирные свойства): Должна выдерживать огромные давления в зоне контакта шариков и дорожек качения. Используются смазки с противозадирными (EP — Extreme Pressure) и антифрикционными присадками (например, на основе дисульфида молибдена — MoS2).
2. Стойкость к вымыванию водой: ОПУ часто работают в условиях атмосферных осадков. Смазка должна быть водостойкой.
3. Адгезия и механическая стабильность: Не должна вытекать из зазоров и не разбрызгиваться под действием центробежных сил. Должна сохранять свою структуру (не расслаиваться) под механическим воздействием.
4. Защита от коррозии: Содержать ингибиторы коррозии.
5. Температурная стабильность: Сохранять свойства в диапазоне рабочих температур техники (обычно от -30°C до +80°C).

Рекомендуемые типы смазок:

  • Литиевые смазки с EP-присадками и MoS2: Классический и самый распространенный выбор. Например, Литол-24 и его импортные аналоги (Shell Gadus S2, Mobilux EP 2 и т.д.).
  • Комплексные кальциевые смазки (CV-смазки): Обладают отличной водостойкостью и хорошими противозадирными свойствами.
  • Полимочевинные смазки: Современные, долговечные, стойкие к окислению и воде. Часто используются в премиальных ОПУ.

Важно: Всегда руководствуйтесь рекомендациями производителя техники или самого ОПУ, указанными в руководстве по эксплуатации.

Процедура смазки (пошаговая инструкция)

Подготовка

1. Очистка: Тщательно очистите зону вокруг пресс-масленок (ниппелей) и защитных крышек ОПУ от грязи, песка и старой смазки. Используйте щетки, ветошь, промывочные жидкости. Попадание абразивной грязи внутрь ОПУ при смазке — смертельно для подшипника!
2. Осмотр: Проверьте состояние резиновых уплотнений. Если они повреждены, их необходимо заменить, иначе смазка будет вытекать, а внутрь попадать вода и грязь.
3. Выбор инструмента: Используйте исправный шприц (ручной или пневматический) с чистым наконечником, подходящим под размер пресс-масленки.

Процесс смазки

Правила смазки опорно-поворотных устройств

4. Поднимите защитные крышки (если есть): У многих ОПУ есть верхняя и нижняя защитные крышки. Их необходимо снять, чтобы дать выход старой смазке и контролировать процесс.
5. Подсоедините шприц: Плотно наденьте наконечник шприца на пресс-масленку.
6. Подавайте смазку медленно и плавно: Резкая подача под высоким давлением может повредить уплотнения.
7. Контролируйте выход старой смазки: Подавайте новую смазку до тех пор, пока из-под уплотнительных колец не начнет выходить чистая смазка того же цвета, что и закачиваемая. Это гарантирует, что вы полностью вытеснили отработанную смазку вместе с попавшей внутрь водой и абразивами.
8. Удалите излишки: После завершения смазки удалите выдавленные излишки ветошью. Не оставляйте комки старой смазки на поверхности ОПУ, так как они будут удерживать влагу и способствовать коррозии.
9. Установите крышки на место.

Периодичность смазки

Периодичность зависит от условий эксплуатации и рекомендаций производителя. Общие ориентиры:

  • Стандартные условия (строительная техника): Каждые 50-250 моточасов.
  • Экстремальные условия: Высокая запыленность (карьеры), постоянная работа во влажной среде (порты, морские сооружения), работа с абразивными материалами.

    В таких условиях интервал сокращают в 1.5-2 раза.

  • По сезонам: Часто смазку проводят при сезонном обслуживании (перед началом интенсивной работы весной/летом и при консервации осенью).

Главный принцип: Лучше смазывать чаще, но в соответствии с регламентом, чем редко или никогда.

Пример

Приведем правила по периодичности смазки от известного производителя ОПУ TGB Group.

ОПУ TGB group поставляются слегка предварительно смазанными, но всегда рекомендуется добавлять смазку перед вводом в эксплуатацию. Необходимо смазать три части: дорожку качения поворотного кольца, винтовой червячный привод и подшипники.

Правила смазки опорно-поворотных устройств

Требуемое количество смазки составляет около 60 мл для винтового червячного привода, 10 мл для каждого конического роликоподшипника и 10 мл на каждые 250 мм диаметра для дорожки качения
поворотного кольца. Процедура повторной смазки заключается во впрыскивании смазки во все смазочные ниппели один за другим, вращая привод поворота. Приводы поворота необходимо смазывать после каждой чистки, а также после длительных периодов простоя.

Повторная смазка необходима для обеспечения минимального качества смазки внутри привода. В случае отсутствия сравнительных результатов можно использовать следующую таблицу в качестве справочной:

Правила смазки опорно-поворотных устройств

Типичные ошибки, которых следует избегать

1. Смазка без предварительной очистки: Самая распространенная и губительная ошибка.
2. Использование неподходящей смазки: Например, использование жидких масел или простых смазок без EP-свойств.
3. Смешивание несовместимых смазок: Если вы не знаете, что было заложено ранее, лучше полностью промыть узел (если это предусмотрено конструкцией) и заложить новую смазку. Несовместимые смазки могут вступить в реакцию, потерять структуру и вытечь.
4. Недостаточное или избыточное количество смазки:
* Недостаток: Приведет к повышенному износу и задирам.
* Избыток: Создает избыточное давление внутри узла, что может привести к выдавливанию уплотнений, повреждению сальников и даже деформации сепаратора подшипника.
5. Поврежденный ниппель (пресс-масленка): Если ниппель не держит давление или засорился, его необходимо заменить.

Итог

Правила смазки ОПУ можно свести к простой формуле:

Правильная смазка + Чистота + Своевременность = Долгий срок службы опорно-поворотного устройства и безопасность работы техники.

Всегда сверяйтесь с официальным руководством по эксплуатации вашей машины для получения наиболее точных и конкретных инструкций.

Используемые материалы:

  • Техническая документация и каталог опорно-поворотных устройств TGB Group Technologies
Посмотреть каталог опорно-поворотных устройств